Директор медицинской службы АО «Медицина» Жанна Дорош поделилась опытом применения ИИ в клинике академика Ройтберга на VII Инновационном форуме в Санкт-Петербурге
В мае 2024 года в Санкт-Петербурге прошел VII медицинский инновационный форум — авторитетное мероприятие, организованное Министерством здравоохранения совместно с Министерством науки и высшего образования, которое традиционно собирает ведущих специалистов из разных стран. Как отвечать на новые вызовы, которые встают перед профессиональным медицинским сообществом? Каковы необходимые компетенции и роль врача в условиях внедрения ИИ, высокой автоматизации здравоохранения? Как обеспечить необходимое качество оказания медицинской помощи и ее безопасность? Эти и многие другие вопросы были в фокусе внимания участников Инновационного форума.
В современном мире профессиональная деятельность медиков предполагает чрезмерную физическую нагрузку и стресс. Помимо основных обязанностей, много времени тратится на административные задачи (около 15 часов в неделю), 89% персонала уходят из отрасли по причине выгорания. Все это сказывается на качестве оказания медицинской помощи.
Решением такой ключевой проблемы может стать искусственный интеллект (ИИ), который получает все большее распространение в медицине. Специалисты форума отметили, что при его внедрении у 78% сотрудников произошло улучшение рабочего процесса. Это помогает увеличивать доступность медицинской помощи и сокращать количество ошибок при диагностике и лечении заболеваний.
С докладом о способах автоматизации ЛПУ (лечебно‑профилактических учреждений) на примере использования клинических рекомендаций в поликлинике и в стационаре выступила директор медицинской службы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), к.м.н., доцент кафедры терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова Жанна Валентиновна Дорош (г. Москва). Проект, реализованный силами специалистов АО «Медицина», в 2022 году стал лауреатом премии «Медицина и качество» в номинации «Практика применения инструментов информатизации и цифровизации для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности». По словам Жанны Валентиновны, автоматизация не сможет заменить работу врача, однако способна помочь в решении ключевых проблем: улучшить доступность медицинской помощи, существенно сократить вероятность ошибок в диагностике и назначении лечения, что, в свою очередь, делает клинику привлекательной для пациентов. «Высокий уровень оказываемых пациентам услуг сегодня должен быть основан на хорошей инструментальной и технологической базе, — подчеркнула Жанна Дорош. — При этом во главе процесса лечения по-прежнему остается человек — врач, обладающий глубокими знаниями, высокой квалификацией, работающий на благо пациента».
Искусственный интеллект является хорошим «помощником» для врачей, способным за короткое время анализировать большие объемы данных и выступать «вторым экспертом» для принятия решений в диагностике и лечении. Так, в некоторых учреждениях недавно стал появляться новый вид услуги – ретроспективный анализ с использованием ИИ, который уже выявил неожиданные результаты у 51% пациентов. В 2024 году одна из нейросетей успешно прошла экзамен на врача. Помимо этого, были разработаны специальные ИИ-программы, которые могут помочь в подготовке к операции, наблюдении после выписки, отслеживании хронических заболеваний, диеты, консультации по лекарствам и уходе за пожилыми людьми.
Таким образом, ИИ способен решить множество актуальных проблем здравоохранения: улучшить диагностику заболеваний и оказание медицинских услуг, увеличить количество пациентов для приглашения на повторные приемы, снизить затраты на медицинскую помощь и сократить смертность от социально-значимых болезней. В дальнейших планах медиков внедрять искусственный интеллект и в другие рабочие процессы, в частности, в помощь среднему и младшему медперсоналу стационара и поликлиники.