Дисграфия
Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, не связанное с интеллектуальными возможностями человека. Симптомы патологии специфичны: пациент совершает однотипные повторяющиеся ошибки в письменной речи. Диагностика дисграфии осуществляется логопедами и неврологами. При отсутствии коррекции расстройство может стать причиной низкой успеваемости ребёнка и проблем в общении со сверстниками.
Общие сведения
Специфические недостатки письма становятся следствием дефектов психических функций, участвующих в формирование письменной речи. Признаки дисграфии выявляются у половины российских первоклассников и 35–40% учащихся пятых классов. Распространённость нарушения среди детей младшего школьного возраста объясняется общим недоразвитием речи, которое характерно для выпускников детских садов.
Логопеды выделяют два расстройства письменной речи — дисграфию и аграфию. В первом случае основным симптомом нарушения становятся заметные искажения написанных слов, во втором — полная утрата навыков письма.
Причины развития патологии
Патология может развиваться как осложнение расстройств, затрагивающих центральную нервную систему :
- вирусных, бактериальных и грибковых инфекций;
- интоксикаций организма;
- родовых травм;
- черепно-мозговых травм;
- менингитов;
- энцефалитов и т. д.
В некоторых случаях дисграфия становится следствием социально-психологических условий воспитания ребёнка. Нарушения письменной речи характерны для школьников, проживающих в условиях билингвизма (родители пользуются разными языками для общения внутри семьи). Нередко неспособность к письменной речи формируется у пациентов с ограниченным числом собеседников, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
В группу риска входят дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями и врождёнными поражениями центральной нервной системы. Взрослые сталкиваются с симптомами дисграфии после травм головы, инсультов, опухолей головного мозга и нейрохирургических вмешательств.
Симптомы дисграфии
Проявления расстройства типичны. В письменной речи ребенка или взрослого систематически повторяются следующие ошибки:
- замена схожих по начертанию букв аналогами;
- употребление звонких букв вместо глухих и наоборот;
- раздельное написание приставок;
- объединение предлогов и слов в одну конструкцию;
- отсутствие согласования между членами предложения.
Лица, страдающие от нарушения, обладают неустойчивым почерком с переменным размером букв.
Виды расстройства
Современная логопедия классифицирует расстройства письменной речи с учётом типа нарушений, приводящих к появлению повторяющихся ошибок. В медицинских справочниках упоминаются следующие формы дисграфии:
- артикулярно-акустическая;
- акустическая;
- лингвистическая;
- аграмматическая;
- оптическая.
Артикулярно-акустический тип расстройства связан с неправильным произношением звуков. Ребёнок пишет слова с ошибками из-за того, что не способен произнести их правильно. Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи.
Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие — глухими и наоборот.
Лингвистический тип расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза. В процессе письма школьник переставляет местами отдельные буквы или целые слоги, добавляет к словам лишние части, отделяет приставки от корней. Эта форма нарушения наиболее часто диагностируется у учащихся 1–3 классов.
Агграматическиая дисграфия проявляется при изменении слов по родам, числам или падежам. Ребёнок не способен подобрать правильное окончание для любой части речи. В предложениях встречается инверсия слов, пропуски подлежащих или сказуемых.
При оптическом типе расстройства ребёнок заменяет или смешивает буквы со схожим начертанием: вместо «л» употребляет «м», вместо «ж» — «х». Нередко встречается зеркальное написание символов.
Диагностика патологии
При расстройстве письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога и отоларинголога. Эти специалисты выявят органические причины нарушения и исключат из анамнеза ребёнка или взрослого патологии зрения и слуха. Анализ уровня сформированности речевой функции осуществляется логопедами.
Диагностика письменной речи призвана разграничить проявления дисграфии и незнание правил грамматики, характерное для детей младшего школьного возраста. Во время логопедического обследования врачу предстоит:
- провести анализ письменных работ;
- оценить уровень речевого развития школьника;
- выявить возможные патологии центральной нервной системы, органов зрения и слуха;
- исследовать строение артикуляционного аппарата, оценить объёмы речевой и ручной моторики, определить ведущую руку;
- оценить целостность звукопроизношения, способности ребёнка к фонематическому анализу и синтезу, уровень слуховой дифференциации звуков;
- исследовать особенности словарного запаса.
Перечисленные меры рассматриваются логопедами как подготовительные. Полученная во время предварительного обследования информация используется при изучении письменной речи пациентов. Взрослым или детям с симптомами дисграфии предлагается списать текст, выполнить запись под диктовку, сопоставить описание с иллюстрацией, прочесть слова по слогам и т. д. Эти тесты позволяют логопедам выделить типичные повторяющиеся ошибки, характерные для конкретного пациента.
Лечение дисграфии
Коррекция нарушений письменной речи выполняется логопедом. Врачу необходимо устранить дефекты в звукопроизношении, понимании ребёнком фонематических процессов. Во время логопедических сессий пациент работает над расширением словарного запаса, улучшением грамматических знаний, развитием всех форм речи.
Значимой частью терапевтического курса становится развитие аналитико-синтетических навыков школьника, его слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления. Навыки устной речи закрепляются посредством письменных упражнений.
В качестве вспомогательных терапевтических мер назначаются:
- стимуляторы ЦНС;
- антидепрессанты;
- витаминные комплексы;
- физиотерапевтические процедуры;
- лечебная физкультура;
- сеансы массажа.
Продолжительность коррекционного курса зависит от формы дисграфии.
Прогноз
Устранение симптомов расстройства письменной речи требует совместных усилий от логопеда, невролога и школьника. Родителям не следует рассчитывать на то, что дисграфия исчезнет самостоятельно. Своевременно начало коррекционного курса позволит ребёнку повысить успеваемость и избежать академических проблем при переходе из начальной школы в среднюю. Логопедические сессии отличаются высокой эффективностью: свыше 70% пациентов добиваются нормализации письменной речи в первый год занятий.
Предотвратить развитие нарушения можно до начала обучения ребёнка в школе. Родителям следует уделять внимание развивающим играм с сыном или дочерью. Взрослые могут помочь детям овладеть базовыми навыками письма и чтения, расширить словарный запас, уяснить простейшие грамматические конструкции. Мамам и папам следует корректировать детские ошибки в произношении слов. Благодаря этому в памяти дошкольника не закрепятся несуществующие фонетические нормы, провоцирующие развитие дисграфии.
Вопросы и ответы
Источники и литература
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, — 400 с. — 25 000 экз.
- Губа Г. П. Справочник по неврологической семиологии. — 2-е изд. — Киев. 1983 г. — 520 с.
Оставьте заявку, мы Вам перезвоним
Узнать подробности проведения процедуры, цены на имплантацию Вы можете по телефону:
+7 (495) 775-73-60