АО «Медицина»: безопасность и качество — приоритеты учреждения здравоохранения
Безопасность и качество оказания медицинской помощи должны быть безусловным приоритетом в работе современного лечебно-профилактического учреждения. Как измерить это?
Эти и многие другие вопросы обсудили участники конференции для администраторов здравоохранения «Мировой стандарт качества: от идеи до воплощения. Опыт лидеров», которая прошла в начале декабря в Казани. На мероприятии топ-менеджеры и главные врачи ведущих государственных и частных клиник поделились своим опытом и практическими кейсами с администраторами здравоохранения из России и стран СНГ.
Директор по качеству и сертификации АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Елена Владимировна Галанина представила опыт своей клиники — лидера российского здравоохранения в области формирования культуры безопасности.
В своем выступлении Елена Галанина привела данные мировой статистики, согласно которым ошибки при оказании медицинской помощи являются одной из наиболее распространенных причин нанесения вреда здоровью и угроз для жизни пациентов. «Вероятность того, что человек пострадает или даже умрет в результате медицинской ошибки выше, чем при авиакатастрофах или в ДТП. Неблагоприятные события происходят примерно в одной трети всех случаев госпитализации, в результате чего в США ежегодно 98 000 человек погибают или получают инвалидность», — сообщила она. К наиболее часто встречающимся относятся ошибки идентификации, ошибки при назначении лекарственной терапии и хирургические ошибки.
В российской медицине вопросам безопасности и качества уделяется большое внимание, но избежать врачебных ошибок полностью невозможно — ошибается любой человек, и медицинский персонал не исключение. Однако с помощью организации мониторинга, рационально выстроенной системы отчетности об инцидентах, эффективного анализа причин данных событий, можно делать процессы более безопасными и существенно снизить риски наступления повторных случаев нежелательных событий.
Елена Галанина рассказала, что в АО «Медицина» традиционный реактивный подход при работе с ошибками и нежелательными явлениями заменен на проактивный: «Если обычно проблема выявляется для того, чтобы определить виновного и вынести административные меры, наказать его, то мы пошли по другому пути, — подчеркнула она. — В созданной системе мы собираем информацию для того, чтобы предотвратить нежелательные явления в будущем».
Для предотвращения медицинских ошибок в клинике академика Ройтберга создана внутренняя инфраструктура, в которую вовлечен весь персонал клиники. С помощью ряда электронных инструментов осуществляется сбор информации об инцидентах. «Когда мы начали развивать эту систему, участие в ней принимали только руководители, — сообщила Елена Галанина. — Сегодня в нее вовлечены врачи, рентгенлаборанты, фельдшеры и медсестры — каждый сотрудник вносит свой вклад в накопление данных. Общее количество сообщений в ней за год превысило 400 — коллеги знают, что таким образом они вносят существенный вклад в общее дело, повышают качество и безопасность медицинской помощи в клинике».
Директор по качеству и сертификации АО «Медицина» подчеркнула, что целенаправленная работа с персоналом дает измеримые высокие результаты. В качестве иллюстрации данного тезиса она привела результаты опроса, проведенного в клинике в 2022 году. Для оценки культуры безопасности использовался разработанный в США Агентством по исследованиям качества здравоохранения (AHRQ) опросник измерения культуры безопасности в медицинской организации HSPSCТМ. Итоги сравнили с аналогичными данными, полученными в ходе изучения ответов 191 977 респондентов из 320 государственных и частных американских госпиталей. В свою очередь, в АО «Медицина» на вопросы ответили более 300 сотрудников — врачи, средний медицинский персонал, администраторы.
Опрос показал, что по 10 позициям (в том числе ненаказательные меры реагирования на ошибки, открытость связи, частота сообщений об ошибках, обучение на ошибках и др.) результаты АО «Медицина» превосходят результаты американских клиник (от 2 % до 25 %) и только по двум (укомплектованность штатов и сотрудничество внутри отделений) отличаются в отрицательную сторону.
Также выяснилось, что в АО «Медицина» количество респондентов, оценивших обеспечение качества и безопасности на «Отлично» на 34,6 % выше, чем в американских госпиталях. 92,2% сотрудников клиники оценили безопасность пациентов на «Отлично» и «Очень хорошо» (в предыдущем опросе этот показатель составил 87%).
Над созданием и совершенствованием стандартов качества специалисты АО «Медицина» работают уже около двух десятилетий. Еще в 2004 году в клинике разработали внутреннюю систему сбалансированных показателей, которые в значительной мере опережали те, которые действовали в то время в системе здравоохранения в целом. Затем клиника академика Ройтберга прошла сертификацию по международным стандартам ISO 9001:2000, ISO 9001:2008, ISO 27001:2005, ISO 15189:2012, ISO/IEC 27001:2013, получила оценку «Признанное совершенство» 5 звезд по Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM), подтвердила соответствие требованиям стандартов ВОК-КСО-2007, SA 8000:2001, CRS/КСО-2008, была сертифицирована по «Практическим рекомендациям по организации ВКК и безопасности» Росздравнадзора (поликлиника и стационар). «Высоким достижением мы в АО “Медицина” считаем аккредитацию по самому строгому и авторитетному в международном здравоохранении стандарту качества и безопасности медицинской помощи — Joint Commission International (JCI). Клиника получила его первой среди всех российских учреждений здравоохранения в 2011 году и регулярно каждые три года подтверждала соответствие ему», — сообщила Елена Галанина.
При этом, отметила спикер, любые сертификаты и свидетельства не являются самоцелью. Они необходимы для того, чтобы совершенствовать стандарты качества и безопасности в первую очередь для выстраивания самых эффективных и безопасных процессов, стратегическая цель которых — здоровье пациентов.